При разборке и ремонте двигателя механики редко обращают внимание на шатуны, считая, что с ними ничего случиться не может. Однако это не так: выход из строя шатунов может привести к тяжелым последствиям, вплоть до разрушения двигателя. Итак, на что нужно обратить внимание.
Износ и задиры на рабочей поверхности нижней головки шатуна. Этому причиной может быть:
- продолжительная работа двигателя (большой пробег).
- работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
- работа двигателя на некачественном и грязном масле.
- разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
- работа двигателя с засоренным масляным фильтром.
- Износ и задиры рабочей поверхности верхней головки шатуна. Возможные причины:
- продолжительная работа двигателя.
- работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере или малым давлением.
- работа двигателя на некачественном и грязном масле.
- разжижение масла в результате сильного перегрева или попадания в масло топлива (бензина или дизтоплива).
- работа двигателя с засоренным масляным фильтром.
- засорение масляных каналов в теле шатуна.
- неправильная установка втулки верхней головки шатуна.
- несоблюдение натяжения при установке поршневого пальца в верхнюю головку шатуна (только для шатунов с посадкой поршневого пальца с натяжением).
Вышеперечисленные причины актуальны для шатунов с плавающей посадкой поршневого пальца, то есть на те, где в верхнюю головку установлена втулка под поршневой палец. Метод ее ремонта заключается в замене втулки шатуна и расточке ее под диаметр пальца.
При ремонте нижней головки шатуна и замене втулки верхней головки шатуна мы придерживаемся обязательного обеспечения одинакового межосевого расстояния между отверстиями верхней и нижней головок на всех шатунах.